Здоровьесбережение - антинаркотическая профилактика - ТОЖ (собриология)

ПРИГЛАШАЕМ НА СЕМИНАР!
16 февраля с 12.00 на базе МБОУ "СОШ № 74" (ул. Адмирала Нахимова, 34) состоится семинар "Использование современных методов профилактики наркомании в системе образования" для классных руководителей, заместителей директоров по ВР, социальных педагогов и других специалистов воспитания.
Приглашаем всех желающих!


Важно! Рекомендуем использование пособий в работе по формированию ЗОЖ: 
* Трезвый образ жизни: пособие для классных руководителей и учителей
предмета «Основы здоровья», преподающих в 8–9 классах // Отв. ред.

Козуля С.В. — Симферополь — 2013 — 72 с. http://trezvenie.org/new/library/posobie-krippo-2013.pdf;
* Молодёжные методы продвижения трезвости / Отв. ред. С.А. Сушинский. М. – 2008. – 28 с.


Организация   педагогической   антинаркотической   профилактики в   общеобразовательных   учреждениях

Педагогическая профилактика наркотизма представляет собой комплексную системную модель организации процесса обучения и воспитания детей и подростков, обеспечивающую снижение риска наркогенного заражения за счет расширения их социальных компетенций.
 Цель педагогической профилактики
вытеснение (за счет средств воспитания и обучения) из сферы интересов детей и подростков форм активности, связанных с употреблением наркогенных веществ



Программы, НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ которых доказана исследованиями

1. «Одноразовые» - Недостаточно один раз прочесть лекцию в школе. Материал нужно представить, начиная как можно раньше и давать повторно как можно чаще в течение всего периода обучения в школе.

2. «Пугающие» - Темы подобные избиению младенцев царем Иродом или фильмы ужасов по всей видимости не впечатляют большинство учащихся

3. Подача только информации, в особенности специфической, касающейся ощущений, вызываемых наркотиками. Рассказ о специфических ощущениях, вызываемых употреблением наркотиков, усиливают желание учащихся поэкспериментировать. Рассказывайте только о негативных эффектах наркотиков.

4. Привлечение выздоравливающих наркоманов или алкоголиков. Когда они рассказывают историю своего выздоровления, это «идет на пользу только тем учащимся, которые уже употребляют ПАВ и хотят стать трезвыми, бросить употреблять Исследования показывают, что употребление ПАВ растет после подобных выступлений, поскольку выздоравливающий наркоман выглядит героем. В первичной профилактике приводите примеры тех людей, которые приняли решение НЕ употреблять ПАВ, чтобы достичь успехов в жизни.


Список
наиболее читаемой литературы сомнительного характера или открыто пропагандирующей наркотики:
  1. А. Данилин, И. Далинина, «Героин»
  2. А. Данилин, И. Далинина, «Марихуана»
  3. А. Данилин, И. Далинина, «Решение проблем, вызванных наркотиками и лекарствами» (по мотивам произведений Л. Рона Хаббарда)
  4. Сергей Кузнецов, «Семь лепестков», Изд-во «Амфора»
  5. Лев Тимофеев «Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли»
  6. Баян Ширяев «Низший пилотаж»
  7. Баян Ширяев «Верховный пилотаж»
  8. Джон Лилли, «Центр циклона»
  9. Лестер Гринспун и Джеймс Б. Бакалар, «Марихуана – запретное лекарство», Изд-во «Ультра»
  10. Томас Де Квинси «Исповедь англичанина, употребляющего опиум»
  11. Теренс Маккена «Истые галлюцинации»
  12. Теофиль Готье «Клуб лдюбителей гашиша»
  13. Шарль Бодлер «Искусственный рай»
  14. Уильям С. Берроуз «Голый завтрак»
  15. Уильям С. Берроуз «Джанки»
  16. Ф. Джексон, «Клубная культура»
Таблица № 1. Организации педагогической антинаркотической работы с интактными детьми и подростками

Программы
автор
формы, методы реализации программ
результативность
Начальная школа
Все цвета, кроме черного (для уч-ся 2 – 6 классов)


«Полезные привычки». Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми

«Педагогическая профилактика наркотизма среди младших школьников».


«Волшебная страна Чувств»

«Корабль»

Автор - рук – ль академик РАО М.М. Безруких)

Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С.)


 Макеева А.Г., Лысенко И.В.)


Гусева Н.А.)

Дубровинская Е.И.,
*игра
*классный час
*конкурс
*соревнование
*тематическое занятие
*драматизация (ролевая игра)
*проектные методики
*заседание клуба
*интегрированный урок
*методы превентивного обучения
*рисуночные методы
*арт-терапия
*сказкотерапия
*осознание необходимости заботы о своем здоровье
* соблюдение правил ЗОЖ
*обретение навыка управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающим
*сформированность у детей навыков, связанных с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам
Основная школа
«Все цвета, кроме черного»  (для уч-ся  6 классов)


«Обучение жизненно важным навыкам».



«Навыки жизни»

«Не допустить беды»


«Копинг-профилактика употребления наркотиков и других ПАВ для школьников подросткового возраста (подготовка лидеров-сверстников)

«Мой выбор». Спецкурс обучения учащихся 8 – 9 классов основной средней школы
Автор - рук – ль академик РАО
М.М. Безруких

Майорова Н.П.,Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.

А.В. Соловов

Автор – руководитель Безруких М.М., академик РАО

Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский


Авторы: Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А.

*интегрированные уроки
*классный час
*коллективное творческое дело (КТД)
*тематическое занятие
*тренировочное занятие
*заседание клуба
*упражнение
*волонтерский проект
*мозговой штурм
*ролевая игра

*сформироавнность позитивных установок детей и подростков в отношении своего здоровья
*формирование приоритетов ЗОЖ
*сформированность у учащихся личностных свойств и качеств, позволяющих им избежать приобщения к наркогенным веществам, навыков сопротивления давления со стороны кого-либо и навыков отказа, умений принимать решение, навыков устойчивого отрицательного отношения подростка к первой пробе алкоголя, табака, психоактивных веществ

Старшая школа
«Не допустить беды» 



«Путешествие во времени»



«Перешеек»


Программа формирования жизненных социально-психологических навыков (ФЖН) с ориентацией на «целостного человека»


Безруких М.М., академик РАО,  Институт возрастной физиологии РАО

Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н.

Ананьев В.А.)
*дискуссия
*дебаты
*круглый стол
*заседание клуба
*брейн-ринг
*тренинг
*ролевая игра
*групповые формы работы
*урок-рассуждение
*рефлексия
*классный час
*факультатив
*метод проектов
*волонтерское движение
*арт-терапия
*осознание цели и смысла жизни, ценности здоровья и ЗОЖ
*обретение способности делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за  последствия собственных поступков
*выработка навыков здорового стиля жизни
*сформированность у учащихся личностных свойств и качеств, позволяющих им избежать приобщения к наркогенным веществам и обеспечивающих им успешную социальную адаптацию



Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых ПАВ (подростки с явлениями социально-педагогической запущенности, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.). Цель вторичной профилактики — раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов.
Таблица № 2. Организации педагогической антинаркотической работы с детьми и подростками группы риска и правонарушителей

Программы
формы, методы реализации программ
результативность
Начальная школа
Аффективное (эмоциональное) обучение

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами  «Наркостоп»
*ролевые игры
*техники усиления определенных видов социального поведения
*тренинг поведения,
 элементы индивидуальной и групповой психотерапии

*когнитивно-поведенческий тренинг

*психогимнастика

*снятие напряжения
*психотерапия творческим самовыражением







*выявленная патология

*повышенная  самооценка ребенка
* сформированные у  детей группы риска личностные ценности
*развитые навыки  распознавания и выражения эмоций и обдуманного принятия решений
* сформированные  способности справляться со стрессом

Основная школа

Учет роли социальных факторов
Формирование жизненных навыков – навыков личного поведения и межличного общения
Альтернативная наркотикам деятельность

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами  «Наркостоп»
*техники усиления определенных видов социального поведения
*групповая работа
*тренинг поведения
* путешествие с приключениями, предполагающие сильные эмоции и преодоление серьезных препятствий
*когнитивно-поведенческий тренинг
*мотивационное консультирование
*снятие напряжения
*психотерапия творческого самовыражения




*способность к сопротивлению социальному давлению
*способность к критическому отношению  негативного воздействия СМИ
*информированные о негативном влиянии ПАВ родители и значимые для подростка взрослые
 *сформированные навыки личного поведения и межличного общения

Старшая школа
Альтернативная наркотикам деятельность

Формирование жизненных навыков – навыков личного поведения и межличного общения


Профилактика злоупотребления психоактивными веществами  «Наркостоп»
*групповая работа
*«круглые столы»
*мотивационное консультирование специфической позитивной активности
*комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью
*поощрение участия во всех видах позитивной деятельности
*группы поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции



*сформированность:
  -устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ.
- повышенной индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникации, налаживания социальных контактов, умения отказывать, отстаивание своей позиции)
- социальной компетентности