ПРИГЛАШАЕМ НА СЕМИНАР!
16 февраля с 12.00 на базе МБОУ "СОШ № 74" (ул. Адмирала Нахимова, 34) состоится семинар "Использование современных методов профилактики наркомании в системе образования" для классных руководителей, заместителей директоров по ВР, социальных педагогов и других специалистов воспитания.
Приглашаем всех желающих!
Важно! Рекомендуем использование пособий в работе по формированию ЗОЖ:
* Трезвый образ жизни: пособие для классных руководителей и учителей
предмета «Основы здоровья», преподающих в 8–9 классах // Отв. ред.
Козуля С.В. — Симферополь — 2013 — 72 с. http://trezvenie.org/new/library/posobie-krippo-2013.pdf;
* Молодёжные методы продвижения трезвости / Отв. ред. С.А. Сушинский. М. – 2008. – 28 с.
16 февраля с 12.00 на базе МБОУ "СОШ № 74" (ул. Адмирала Нахимова, 34) состоится семинар "Использование современных методов профилактики наркомании в системе образования" для классных руководителей, заместителей директоров по ВР, социальных педагогов и других специалистов воспитания.
Приглашаем всех желающих!
Важно! Рекомендуем использование пособий в работе по формированию ЗОЖ:
* Трезвый образ жизни: пособие для классных руководителей и учителей
предмета «Основы здоровья», преподающих в 8–9 классах // Отв. ред.
Козуля С.В. — Симферополь — 2013 — 72 с. http://trezvenie.org/new/library/posobie-krippo-2013.pdf;
* Молодёжные методы продвижения трезвости / Отв. ред. С.А. Сушинский. М. – 2008. – 28 с.
Организация педагогической антинаркотической профилактики в общеобразовательных учреждениях
вытеснение (за счет средств воспитания и обучения) из сферы интересов детей и подростков форм активности, связанных с употреблением наркогенных веществ
Педагогическая профилактика наркотизма представляет собой комплексную системную модель организации процесса обучения и воспитания детей и подростков, обеспечивающую снижение риска наркогенного заражения за счет расширения их социальных компетенций.
Цель педагогической профилактикивытеснение (за счет средств воспитания и обучения) из сферы интересов детей и подростков форм активности, связанных с употреблением наркогенных веществ
Программы, НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ которых доказана исследованиями
1. «Одноразовые» - Недостаточно один раз прочесть лекцию в школе. Материал нужно представить, начиная как можно раньше и давать повторно как можно чаще в течение всего периода обучения в школе.
2. «Пугающие» - Темы подобные избиению младенцев царем Иродом или фильмы ужасов по всей видимости не впечатляют большинство учащихся
3. Подача только информации, в особенности специфической, касающейся ощущений, вызываемых наркотиками. Рассказ о специфических ощущениях, вызываемых употреблением наркотиков, усиливают желание учащихся поэкспериментировать. Рассказывайте только о негативных эффектах наркотиков.
4. Привлечение выздоравливающих наркоманов или алкоголиков. Когда они рассказывают историю своего выздоровления, это «идет на пользу только тем учащимся, которые уже употребляют ПАВ и хотят стать трезвыми, бросить употреблять Исследования показывают, что употребление ПАВ растет после подобных выступлений, поскольку выздоравливающий наркоман выглядит героем. В первичной профилактике приводите примеры тех людей, которые приняли решение НЕ употреблять ПАВ, чтобы достичь успехов в жизни.
Список
наиболее читаемой литературы сомнительного характера или открыто пропагандирующей наркотики:
- А. Данилин, И. Далинина, «Героин»
- А. Данилин, И. Далинина, «Марихуана»
- А. Данилин, И. Далинина, «Решение проблем, вызванных наркотиками и лекарствами» (по мотивам произведений Л. Рона Хаббарда)
- Сергей Кузнецов, «Семь лепестков», Изд-во «Амфора»
- Лев Тимофеев «Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли»
- Баян Ширяев «Низший пилотаж»
- Баян Ширяев «Верховный пилотаж»
- Джон Лилли, «Центр циклона»
- Лестер Гринспун и Джеймс Б. Бакалар, «Марихуана – запретное лекарство», Изд-во «Ультра»
- Томас Де Квинси «Исповедь англичанина, употребляющего опиум»
- Теренс Маккена «Истые галлюцинации»
- Теофиль Готье «Клуб лдюбителей гашиша»
- Шарль Бодлер «Искусственный рай»
- Уильям С. Берроуз «Голый завтрак»
- Уильям С. Берроуз «Джанки»
- Ф. Джексон, «Клубная культура»
Программы
|
автор
|
формы, методы реализации программ
|
результативность
| |
Начальная школа
|
Все цвета, кроме черного (для уч-ся 2 – 6 классов)
«Полезные привычки». Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми
«Педагогическая профилактика наркотизма среди младших школьников».
«Волшебная страна Чувств»
«Корабль»
|
Автор - рук – ль академик РАО М.М. Безруких)
Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С.)
Макеева А.Г., Лысенко И.В.)
Гусева Н.А.)
Дубровинская Е.И.,
|
*игра
*классный час
*конкурс
*соревнование
*тематическое занятие
*драматизация (ролевая игра)
*проектные методики
*заседание клуба
*интегрированный урок
*методы превентивного обучения
*рисуночные методы
*арт-терапия
*сказкотерапия
|
*осознание необходимости заботы о своем здоровье
* соблюдение правил ЗОЖ
*обретение навыка управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающим
*сформированность у детей навыков, связанных с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам
|
Основная школа
|
«Все цвета, кроме черного» (для уч-ся 6 классов)
«Обучение жизненно важным навыкам».
«Навыки жизни»
«Не допустить беды»
«Копинг-профилактика употребления наркотиков и других ПАВ для школьников подросткового возраста (подготовка лидеров-сверстников)
«Мой выбор». Спецкурс обучения учащихся 8 – 9 классов основной средней школы
|
Автор - рук – ль академик РАО
М.М. Безруких
Майорова Н.П.,Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.
А.В. Соловов
Автор – руководитель Безруких М.М., академик РАО
Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский
Авторы: Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А.
|
*интегрированные уроки
*классный час
*коллективное творческое дело (КТД)
*тематическое занятие
*тренировочное занятие
*заседание клуба
*упражнение
*волонтерский проект
*мозговой штурм
*ролевая игра
|
*сформироавнность позитивных установок детей и подростков в отношении своего здоровья
*формирование приоритетов ЗОЖ
*сформированность у учащихся личностных свойств и качеств, позволяющих им избежать приобщения к наркогенным веществам, навыков сопротивления давления со стороны кого-либо и навыков отказа, умений принимать решение, навыков устойчивого отрицательного отношения подростка к первой пробе алкоголя, табака, психоактивных веществ
|
Старшая школа
|
«Не допустить беды»
«Путешествие во времени»
«Перешеек»
Программа формирования жизненных социально-психологических навыков (ФЖН) с ориентацией на «целостного человека»
|
Безруких М.М., академик РАО, Институт возрастной физиологии РАО
Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н.
Ананьев В.А.)
|
*дискуссия
*дебаты
*круглый стол
*заседание клуба
*брейн-ринг
*тренинг
*ролевая игра
*групповые формы работы
*урок-рассуждение
*рефлексия
*классный час
*факультатив
*метод проектов
*волонтерское движение
*арт-терапия
|
*осознание цели и смысла жизни, ценности здоровья и ЗОЖ
*обретение способности делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за последствия собственных поступков
*выработка навыков здорового стиля жизни
*сформированность у учащихся личностных свойств и качеств, позволяющих им избежать приобщения к наркогенным веществам и обеспечивающих им успешную социальную адаптацию
|
Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых ПАВ (подростки с явлениями социально-педагогической запущенности, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.). Цель вторичной профилактики — раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов.
Таблица № 2. Организации педагогической антинаркотической работы с детьми и подростками группы риска и правонарушителей
Программы
|
формы, методы реализации программ
|
результативность
| |
Начальная школа
|
Аффективное (эмоциональное) обучение
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами «Наркостоп»
|
*ролевые игры
*техники усиления определенных видов социального поведения
*тренинг поведения,
элементы индивидуальной и групповой психотерапии
*когнитивно-поведенческий тренинг
*психогимнастика
*снятие напряжения
*психотерапия творческим самовыражением
|
*выявленная патология
*повышенная самооценка ребенка
* сформированные у детей группы риска личностные ценности
*развитые навыки распознавания и выражения эмоций и обдуманного принятия решений
* сформированные способности справляться со стрессом
|
Основная школа
|
Учет роли социальных факторов
Формирование жизненных навыков – навыков личного поведения и межличного общения
Альтернативная наркотикам деятельность
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами «Наркостоп»
|
*техники усиления определенных видов социального поведения
*групповая работа
*тренинг поведения
* путешествие с приключениями, предполагающие сильные эмоции и преодоление серьезных препятствий
*когнитивно-поведенческий тренинг
*мотивационное консультирование
*снятие напряжения
*психотерапия творческого самовыражения
|
*способность к сопротивлению социальному давлению
*способность к критическому отношению негативного воздействия СМИ
*информированные о негативном влиянии ПАВ родители и значимые для подростка взрослые
*сформированные навыки личного поведения и межличного общения
|
Старшая школа
|
Альтернативная наркотикам деятельность
Формирование жизненных навыков – навыков личного поведения и межличного общения
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами «Наркостоп»
|
*групповая работа
*«круглые столы»
*мотивационное консультирование специфической позитивной активности
*комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью
*поощрение участия во всех видах позитивной деятельности
*группы поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции
|
*сформированность:
-устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ.
- повышенной индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникации, налаживания социальных контактов, умения отказывать, отстаивание своей позиции)
- социальной компетентности
|