Банк методических материалов

Дневник ру как средство повышения эффективности образовательного процесса
Нурмухамбетова Альфия Насыровна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №28»

Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе образования за последние годы. Существовавшая веками система образования была ориентирована на носителя готового знания – на учителя, одаряющего своими знаниями учеников, сегодня носителем и источником информации может стать каждый независимо от уровня полученного образования. Учащиеся всех ступеней образования оказываются в ситуации траектории движения в информационном поле. Образование в информационном обществе становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. Обмена, который совершается на протяжении всей жизни и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации.

Сетевые взаимодействия открывают новые перспективы в сфере образования. Современный школьник длительное время проводит за компьютером. Поэтому назрела необходимость сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, где участвуют педагоги, учащиеся, родители. Эти условия сделали внедрение данных технологии в школе просто жизненной необходимостью. Так в нашей школе с 01.01.2011 началось экспериментальное внедрение электронного дневника в образовательный процесс, посредством школьной социальной сети Дневник ру.

Естественно, социальных сетей много, но Дневник ру представляет собой уникальную закрытую социальную сеть. Он предназначен исключительно для школ. Школа выдает пригласительные коды родителям, детям, педагогам. Регистрация в сети строго по этому коду, то есть человеку «с улицы» проход закрыт. Это, безусловно, снижает беспокойство родителей связанное с интернет угрозами (коммуникационные риски, связанные с межличностными отношениями интернет – пользователей; контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент). Пройдя регистрацию по пригласительному коду, участники социальной сети создают и заполняют свои страницы, где могут рассказать о себе, о своих интересах, опубликовать фотографии и т.д. Родители могут выкроить пять - десять минут в день для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе. Благодаря этой сети у родителей появляется возможность следить за успеваемостью ребенка: за расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, а также общаться он-лайн с учителями, классным руководителем и администрацией школы. Они могут также создать темы для обсуждения друг с другом, делиться впечатлениями в специальной вкладке «Родительская». Вместе с учителем разобрать непонятную тему или решить сложную задачу. Такая максимально открытая обстановка помогает решить множество проблем.

Учащихся электронный дневник приучает не только быть честными и открытыми со своими родителями, но и дает возможность в любой момент посмотреть то, что задали на дом для изучения. Более того, электронный дневник не просто электронная версия обычного бумажного дневника, он позволяет ученикам общаться между собой. С учетом того, что большая часть школьников проводит значительное время в Интернете, электронный дневник позволяет проводить время с пользой и удовольствием. Наличие электронного дневника в школе является большой помощью для учителя. Применяя его в своей работе, я могу: назначить домашнее задание с полным комментарием по его выполнению, что очень важно для учителя начальных классов; оставить сообщение для родителей учащегося, посмотреть статистику успеваемости по каждому ученику и по классу в целом. Кроме того Дневник ру формирует отчеты по успеваемости класса, о пропусках занятий того или иного ученика, рейтинг учащихся. Не секрет, что учитель начальных классов ежедневно проверяет тетради с домашним заданием. И часто оценку из тетради не ставит в бумажный носитель (она остается в тетради). Трудно отследить регулярность выполнения домашнего задания, но дневник ру решает эту проблему! При выдачи домашнего задания достаточно лишь выбрать функцию «не показывать» , тогда вы сможете отследить оценки ваших учеников и распечатать оценки ученика, родители которого не имеют доступа к сети интернет, и своевременно обратиться к родителям.

Благодаря электронному дневнику я могу иметь четкое, а главное наглядное представление об успеваемости любого ученика моего класса по предмету. Это очень помогает мне в работе с отстающими учащимися и при беседах с родителями. Причем, я могу сразу прокомментировать, когда и за что ребенку была выставлена та или иная оценка. Сами дети и их родители всегда информированы о выставленных отметках, школьных событиях и о школе в целом.

Дневник ру продолжает совершенствоваться, и каждый участник может вступить в группу «Сделаем дневник лучше» и внести свои предложения, которые обязательно учитываются администрацией. Таким образом, создание сетевого взаимодействия открывает новые возможности для повышения эффективности образовательного процесса. Результатом работы сетевого общения в школьной социальной сети на базе нашей школы является формирование положительной мотивации к сетевому общению, повышения качества образования, повышения компьютерной грамотности родителей, детей и педагогов, открывает новые возможности для организации обучения.

Электронный дневник позволяет не только быть честными и открытыми со своими родителями, но и дает учащемуся возможность в любой момент посмотреть то, что задали на дом для изучения.

Более того, электронные дневники становятся все более универсальными и уже не являются просто электронной версией обычного бумажного дневника. В настоящее время электронные дневники позволяют ученикам общаться между собой. С учетом того, что большая часть школьников проводит значительное время в Интернет, наличие чата в электронном дневнике позволит проводить время и с пользой, и с удовольствием. Польза заключается в другом очень важном свойстве электронного дневника – хранилище информации. Это хранилище может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для обучения материалы, учебники, книги.

Понятно, что сейчас практически каждая школа имеет свой собственный сайт, который доступен всем: как учащимся, родителям, учителям, так и сторонним людям. Электронный дневник может быть своего рода сайтом школы, доступ к которому будут иметь только учащиеся, их родители, учителя и администрация школы. То есть электронный дневник может быть полноценным внутренним сайтом школы, где будет размещена подробная информация о жизни школы, организовано общение учащихся, и где будет находиться множество полезной информации для учеников.



Возможности электронного дневника :

1.информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;

2. информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника, посещаемости, рейтинге успеваемости, различные графики для оценки успеваемости;

3.информирование о расписании и заменах уроков;

4.возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;

5.возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;

6.возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;

7.родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале посещаемости.

Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.

Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы.


Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов в начальной школе

Гонзина С.А., НОШ № 19

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов.
Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы.
Главная цель внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс – появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир.
ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать современные формы и методы обучения.
Презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point можно считать одной наиболее удачных форм использования ИКТ в образовательном процессе. Главное в них – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность.
У каждого школьника обеспечивается развитие собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
При условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
На уроках учителя нашей школы используют готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создают собственные мультимедийные презентации, проекты, используют средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
На уроках русского языка используются различные компьютерные тренажёры – «Грамотное письмо», «Я пишу грамотно», мультимедийные пособия «Уроки Кирилла и Мефодия». В 1-х классах на уроках обучения грамоте используется электронное учебное пособие «Азбука», с интересным иллюстрированным и озвученным материалом для звуко-буквенного анализа слова. На уроках математики используется диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого. На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка» и т.д.
В качестве дополнительного материала используют учителя и собственные фотографии, которые делают кто-то своим цифровым фотоаппаратом, кто-то школьным.
Уже становится сложно представить современную школу без всемирной глобальной сети Интернет. Она оказывает неоценимую помощь в работе. Глобальная сеть, включающая в себя поисковые системы, электронную почту, словари, энциклопедии, библиотеки помогает не только осуществлять доступ к различным информационным ресурсам, но и, главное, осуществлять сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса.
У школы есть полноценный сайт, в котором отражаются все события образовательного учреждения. Периодически обновляемая новостная лента, отчеты о деятельности школы, нормативные документы, информация для родителей, режим дня, награды, проекты и т.д. Обязательная интерактивная составляющая – книга отзывов, контакты.
Учителя нашей школы являются активными участниками процесса сетевого взаимодействия. Состоят в различных сетевых сообществах - openclass.ru, pedsovet.org, «Открытый урок». Размещают различные мультимедийные материалы, программы. Принимают участие в дистанционном обучении. Психолог школы приняла участие в сетевом мастер-классе по теме «Проектная деятельность как условие формирования социальной компетентности обучающихся», организованном АИПКП АРЦДО. Цель таких мероприятий – обмен опытом по разработке социальных проектов и обучение педагогов социальному проектированию.
Учителя также участвуют в сетевых семинарах. Недавно несколько учителей участвовали в сетевом проблемном семинаре «Использование ЭОР в педагогической деятельности» на портале openclass.ru.
Несколько учителей стали участниками интернет-семинара «Организационно-правовые основы проведения культурно-массового и выездного мероприятия в образовательном учреждении" на портале menobr.ru.
Один из учителей школы принял участие в региональном конкурсе Учитель года Астраханской области – 2011, она прошла во второй этап, голосование проходило в электронной форме, на специально созданном сайте.
Практически у всех учителей есть электронное портфолио, некоторые размещены на ресурсе astrawiki.ru. Один из педагогов участвовал в областном смотре-конкурсе электронных портфолио Астраханской области.
Школа является участником всероссийской образовательной сети Dnevnik.ru. Где на странице школы также отражаются основные события, учителя и родители, имеют возможность обмена информацией.
ИКТ активно используются во внеурочной деятельности. Мероприятия, конкурсы обязательно сопровождаются мультимедийными презентациями, в том числе и сделанными детьми. Несколько учителей со своими учениками принимают участие в конкурсе виртуальных экскурсий, сейчас проходит заочный этап, очный состоится в январе. В этом конкурсе дети представят свои собственные презентации-экскурсии по любимым местам нашего города.
Во второй половине дня учащиеся занимаются в кружке «Занимательная информатика». Программа ТО направлена на развитие познавательных способностей у детей 2-4 классов.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.
Сетевое взаимодействие позволяет расширить возможности для профессионального роста, компетентности учителей, обеспечивает информационную, методическую поддержку общеобразовательным учреждениям. В целом, является мощным стимулом позитивных изменений в системе образования и дает возможность решать разнообразные проблемы современного образовательного процесса.

Мельникова Татьяна Ивановна
МБОУ «Гимназия № 1»

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР) в воспитательной работе.

Учить и воспитывать с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками в режиме дискуссии, что способствует формированию качеств, характеризующих образ идеально-воспитанного ученика.
На сегодняшний день образ идеального современного человека видится нам личностью жизнеспособной, жизнестойкой, успешной, осознавшей свое предназначение в жизни и готовой к его реализации.
Кардинальные перемены во всех сферах человеческой жизни, новые модели деятельности вкупе с изменившимися социальными условиями ставят перед каждым учителем задачу создания эффективной системы личностно-ориентированного воспитания активного гражданина, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности.
Необходимо помнить, что в третье тысячелетие вступило новое поколение молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами, которые к воспитанию предъявляют новые требования. Иными словами, в качестве цели воспитания сегодня выступает человек не только реализующий, но и человек рефлексирующий, меняющийся, развивающийся – человек возможностей, свободно владеющий современными информационными технологиями.
Наличие дома персональных компьютеров, другой различной техники способствует повальному увлечению молодежи информационными новинками в разных областях. Увлеченные молодые люди ощущают себя всезнающими и всемогущими, черпая знания из « безмерной бочки» под названием Интернет. Современной молодежи, по данным статистики, удобнее наблюдать и воспринимать происходящее с экрана монитора, чем на слух. Значит решающая роль в повышении влияния на формирование личности принадлежит новым информационным технологиям.
Модернизация системы образования на основе широкого использования информационных технологий открывает сегодня новые перспективы и поразительные возможности для воспитания.
Наша задача – увеличить эффективность учебно - воспитательного процесса путем использования принципиально новых информационных технологий, в которых компьютер рассматривается как средство учебной деятельности в соответствии запросов информационного общества и основным назначением которого являются : развитие коммуникационных способностей обучающихся, формирование критического мышления, обучение восприятию информации с экрана совместно с речью преподавателя, оценка качества информации, повышение общекультурного уровня обучающихся.
Для реализации этих направлений мы успешно используем электронные образовательные ресурсы нового поколения. Чтобы убедиться в эффективности использования ЭОР, достаточно сравнить два типа проведения внеклассного мероприятия: рассказать о путешествии, о музыкальном произведении или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на предъявляемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях или в сети. Важное достоинство ЭОР состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся. ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), мы можем разрабатывать собственные авторские внеклассные мероприятия, индивидуальные программы воспитания для школьников.
При организации воспитательного процесса в классе используются следующие электронные образовательные ресурсы:
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
 Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.mon.gov.ru/
2. Сайт Рособразования
http://www.ed.gov.ru/
3. Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru/
4. Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru/
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
http://www.ndce.edu.ru/
6. Школьный портал
http://www.portalschool.ru/
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru/
8. Российский портал открытого образования
http://www.opennet.edu.ru/
9. Коллекция «Мировая художественная культура»
http://www.art.september.ru/
10. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала
http://www.musik.edu.ru/
11.Портал «Музеи России»
http://www.museum.ru/
12. Учительская газета
http://www.ug.ru/
13.Сайты для всех учителей-предметников Бесплатный школьный портал «ПроШколу.ру - все школы России» http://www.proshkolu.ru/
http://www1.ege.edu.ru/class-9/participants
http://www1.ege.edu.ru/class-9/giavideo
14.Бесплатный школьный портал «ПроШколу.ру - все школы России»
http://www.proshkolu.ru/
http://www.bankportfolio.ucoz.ru/load/razrabotki_urokov/matematika/nod_nat_chisel/6-1-0-46
15. Бесплатное пользование библиотеками http://fcior.edu.ru/card/4834/izmerenie-ugla-s-pomoshyu-transportira-p2.html
http://1form.ru/wp-login.php - сайт первоклашка
http://videouroki.net/podpiska23452341235523423ready.php
16.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/213234/
Искусство
http://www.websib.ru/noos/mhk/index.php
17.Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе
http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/izo/2071.html
18.vlivkor
http://www.vlivkor.com/2009/03/02/ispolzovanie-xudozhestvennyx-proizvedenij-na.html
19.Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий
http://www.iqlib.ru/book/preview/976BDCEF84BB4DF081BC9A9E83691E03
Родительское собрание "Воспитанием дитя занимайтесь не шутя"




"Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".

А С Макаренко
Цель:
сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения; призвать к самостоятельному творчеству;
помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;
способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.
Задачи:
изучить точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье;
развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в процессе воспитания;
побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.
Форма проведения: поисково-апробационная игра
Подготовка: среди учащихся класса проводится анкетирование, графический тест "Рисунок семьи", тест-сочинение "Я и моя семья". Анкеты и тесты обрабатываются и выявляются проблемные вопросы по теме семинара.
I. Уважаемые родители!
Большое спасибо, что вас заинтересовала тема нашего родительского собрания, и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно построить правильное воспитание ребёнка в семье.
Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети - честь отца и матери, плохие дети - горе, несчастье, страдания.
В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный, нравственный порыв человека, постигнутый им как счастье. Это стремление к тому, чтобы продолжить себя в своих детях, утвердить нравственные ценности, обретённые и постигнутые предыдущими поколениями, умноженные крупицей собственного опыта, творения и творчества.
Сказанное ниже не легенда, а быль, истинное событие, которое произошло в старинном селе на берегу Днепра.
Жила в этом селе старая-престарая женщина. Вырастила она пять сыновей и семь дочерей. От каждого сына и от каждой дочери по нескольку внуков. У каждого внука по двое, а то и по трое детей. Лишь у одной внучки Веры, вышедшей замуж несколько лет назад , не было детей.
В тёплый весенний день исполнилось Праматери - так называл весь ёе род - 107 лет. Пришли поздравить её с днём рожденья дети, внуки, правнуки. Стали вокруг неё в яблоневом саду, поклонились, пожелали доброго здоровья, сильного духа, ясной мысли, зоркого взгляда и справедливого слова. Посмотрела Праматерь на свою родню и видит: все пришли, а Веры нет. Заболело старое сердце. Только хотела спросить: "А Веры почему нет?" - как вдруг прибежала соседка, поклонилась и говорит: "У Веры родился сын!"
Вздохнула с облегчением Праматерь. Радость засветилась на её лице. Посмотрела она в глаза каждому своему родственнику и тихо сказала: "Я умираю".
И умерла самым счастливым человеком на земле.
Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик -
Получился человечек:
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали - только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет ЧЕЛОВЕК.
А для чего рождается человек? С какими из суждений о смысле жизни вы согласились бы?
1) Человек живёт, чтобы вырастить детей и подлить свой род.
2) Человек живёт, потому что родился, другого смысла нет.
3) Смысл жизни в служении людям и отечеству.
4) Человек живёт только для своего удовольствия.
5)Смысл жизни в самореализации, раскрытии своих способностей, талантов.6) Есть какой-то высший, но недоступный человеку, смысл жизни.
7) Смысл жизни в познании самого себя и осознании окружающего мира.
8) Ваш вариант ответа.
Одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Сегодня мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать человеком, и какую роль в это играет семья.
III. Анализ данных анкетирования.
Классный руководитель предоставляет слово школьному психологу для анализа анкет детей, детских рисунков "Моя семья", а также данных других психологических исследований.
Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок - благополучным или нет - зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между её членами. Анализ данных социологического опроса показал, что, с точки зрения детей, семья - это, прежде всего, любовь друг к другу. Главными и значимыми критериями существования семьи, по мнению детей, являются взаимопонимание, уважение, отсутствие лжи во взаимоотношениях.
На вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то похожа на ту, в которой вы растёте" 86% учащихся ответили утвердительно. 40% школьников обратили внимание на те проблемы, которые их более всего волнуют. 63% считают, что они в семье "на втором месте". И это при том, что абсолютно для всех семья имеет самое главное значение в их жизни.
IV. Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С другой стороны, тяжёлые впечатления тоже остаются в сознании. Всё это надо учитывать в воспитании.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого оптимизма идеала, нормы. Конечно, в воспитательной деятельности такой нормы не существует, но мы сегодня попытаемся найти правильные требования, которые бы одновременно подходили абсолютно всем.
"Правила родительской гармонии":
В проявлении каких родительских чувств нуждается ребёнок?
Нужно ли устанавливать равенство позиций ребёнка и взрослого?
На чём необходимо строить контакт с ребёнком?
Всегда ли ребёнок должен походить на родителей?
Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?
(Групповая работа, изложение своих доводов, обсуждение, можно задавать вопросы. Записываются предложенные выводы.)
"Формула родительской любви":
Любовь, сознание уверенности в том, что ребёнка любят;
Искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка;
Эмоциональный контакт, взаимодействие;
Принятие и признание прав ребёнка на индивидуальность и непохожесть на других
Проверим, существует ли гармония отношений между вами и вашими детьми.
V. Анкета для родителей
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли с вами дети "по душам", советуются ли "по личным делам"?
Интересуются ли они вашей работой?
Знаете ли вы друзей ваших детей?
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
Проверяете ли вы, как они учат уроки?
Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
А "детские праздники" - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их "без взрослых"?
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
А телевизионные передачи и фильмы?
Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
За каждое "да" - 2 балла, за каждое "иногда" - 1 балл, за "нет" - 0 баллов. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
VI. А теперь у нас театр жизни. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Ситуация №1
Реже мы советчики, чаще суровые судьи.
Я Корчак
На семейном совете за чашечкой вечернего чая было решено, что Ирочка, баловень семьи, эмоциональная и очень восторженная девочка, должна обязательно ходить в музыкальную школу, как когда-то в детстве хотела её мама. Но лицо девочки от принятия такого решения не осветилось радостью, а выразило огорчение. Недоумевая, мама решительно отвергла все появившиеся сомнения и твёрдым голосом объявила, что дети всех подруг занимаются дополнительным образованием, и она хотела бы, чтобы её дочка нашла возможность реализовать свои природные способности.
Как же нужно было поступить?
Ситуация №2
Душа ребёнка равно сложна, как и наша собственная, полна противоречий, в тех же трагических бореньях; стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
Я.Корчак
В семье сложились натянутые отношения только из-за того, что старший сын очень часто не выполнял порученных ему домашних дел: пропылесосить квартиру, сходить на почту, купить хлеб к ужину, отвезти овощи бабушке. Каждый раз находятся достаточно убедительные доводы при объяснении причины невыполнения, хотя родители чувствуют за этим другие мотивы.
Как правильно поступить?
Какие формы наказания существуют
Можно ли лишать части родительской любви?
Ситуация №3
Упрямство не что иное, как искажённое стремление к свободе.
Н.Ушинский
Димка часто злится на своих родителей из-за того, что они его много воспитывают и часто ругают: нельзя много времени проводить на улице, надо чаще мыть руки, не читать лёжа, не сидеть подолгу у компьютера, почему не учишь уроки, не дружи с Серёжкой с соседней улицы - он до добра не доведёт: И так бесконечно: Он грубит родителям и демонстрирует неподчинение.
Как быть родителям?
Как найти выход из клубка противоречивых отношений?
(после обсуждения ситуаций экспертная группа подводит итоги и вручает активным участникам семинара знаки отличия)
VII. В жизни сегодняшнего общества от родителей требуются значительные усилия для достижения любовного взаимопонимания с ребёнком. Наши дети взрослеют, и больше труда мы должны вложить в создание и упрочение гармонии отношений в семье. Но для этого мало только хотеть любить, необходимо приобщение родителей ко всем достижениям и ценностям социального прогресса. Именно родителям предстоит развивать и совершенствовать способность своего ребёнка к различным формам проявления любви. Давайте будем помнить, что уметь любить ребёнка - значит много думать, много размышлять, отказываться от шаблонов, уметь уважать!
Быть родителем - значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины.
Памятка для родителей.
Помните, что ваша семья и ваш ребёнок? Это самая большая ценность в вашей жизни!
Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих "больших и важных" дел на "потом".
Внятно и доступно объясните своему ребёнку, почему вы вынуждены работать с утра до вечера.
Сделайте так, чтобы ваше общение с ребёнком после возвращения с работы было максимально интенсивным.
Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребёнком.
Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.
Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребёнка и пошепчитесь с ним о самом сокровенном, важном и дорогом и для него, и для вас.
Не покупайте своего ребёнка подарками за позднее возвращение домой, за занятость; пройдёт немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок.
Не обрывайте своего ребёнка на полуслове, не спешите не выслушать его.
Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это даёт ему эмоциональный заряд на новый день, даёт ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте своего ребёнка этого ощущения!
Помните! Лишая своего ребёнка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!
Помните - бумерангу свойственно возвращаться!
Удачи вам, дорогие родители!


Масловская Л. Д.


Педагог – организатор

ПУ « АИСИ»

Сценарий классного часа «РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА»

ТЕМА: Ознакомление с традициями

празднования Масленицы

Цель:

1.Воспитание толерантности

2. Воспитание уважения к своим национальным традициям и опыту старшего поколения, духовной связи родителей с детьми.

3. Формирование здорового образа жизни.

На сцене: русская изба, стол, на столе – старинная утварь, лавки, чучело Масленицы. (Ведущая, учащиеся и родители в русских костюмах)

Звучит русская народная мелодия

Ведущая: На Руси Великой, славной

Праздник был один из главных

Когда люди всем селом

Собирались за столом!

Собирались, говорили

Блины ели, чаи пили

Каждый душу изливал

Свое сердце открывал

Ведущий: Чтобы зима-старуха не гневалась, ушла по - хорошему и в положенный срок русский народ издавна устраивал ей пышные проводы, назвав этот обряд - Масленицей. Каждый день Масленицы имел свое название. За каждым были определены определенные действия, правила поведения: понедельник- встреча, вторник- заигрыш, среда- лакомка. четверг- разгуляй, широкий, пятница - тещины вечера, .суббота- золовкины посиделки, воскресенье- прощеный день, проводы

Вся же неделя именовалась « честная, широкая, веселая. барыня-боярыня. госпожа-масленица».

И так, понедельник – встреча

Лист – календарь с надписью « Понедельник - встреча»

Ведущая: Масленицу нередко открывали ребятишки, которые нередко сооружали снежные горы и приветствовали ее

Выходят мальчики в русских костюмах

1 Уч- ся: Звал, позывал честный Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор

2 Уч – ся: Душа ль, ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь.

1уч – ся: Приезжай ко мне в гости, на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

2 уч – ся: Приезжай ко мне во тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

Ведущая: Масленица приехала ! ( чучело выносится вперед)

1 Уч- ся:

Ой, Масленица – кукашейка

Встречали тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом хвалимся

На горах каталися

Блинами объедалися.



Звучит народная музыка « ОЙ, гуляю я»



Лист – календарь « Вторник – заигрыш»



Ведущая:У Петровых у ворот

Вьется, вьется хоровод

Вьется, вьется хоровод

Собирается народ



3 Уч – ся: Ух, ты, Ваня, простота

Отворяй - ка. Ворота

Крючком

Сундучком

Серебряным пятачком

Новой ниточкой под калиточкой



Звучит народная музыка

(« Попури» - отрывки из известных русских песен)



Лист – календарь « Среда - лакомка»

Ведущая:Без блинов – не Масленица

Без пирогов – не именины

Как на масляной неделе

Из трубы блины летели

Ух, вы, блины, мои

Ух, вы блиночки, мои!



Выходит хозяйка и хозяин - они с блинами встречают гостей



Хозяин :Гость на гость – хозяину радость

Хозяйка : Просим в избу - красному гостю – красное место

Хозяин: Будьте как дома , присаживайтесь!

Хозяйка: Чайку откушать и гармошку послушать Милости

просим!



Хозяйка угощает блинами, звучит русская гармонь



Хозяйка: А сейчас, гостюшки, дорогие, отгадайте загадки

(хозяйка загадывает загадки)



Лист – календарь «Четверг – разгуляй, широкий»

4 уч – ся: Лето для старанья

Зима для гулянья

Четверг, пятницу, субботу

Мы не ходим на работу

Заняты частушками

Песней с топотушками





Исполняются зимнии частушки(исполняют

приглашенные мамы)



Если блинчик съесть вдвоем Где бы мне найти ответ.

Губки наши встретятся Любит милый или нет?

Вместе долго проживем - Съем я блинчик с курагой_

Пусть девчонки бесятся И Ванюша будет мой!



Только солнышко взойдет Чтобы парень стал твоим,

Подойдет и тесто! Приготовь особый блин!

К тебе Ванечка придет Гречневый да с травами

Назовет невестой! С восточными приправами!



Блин с вареньем, блин с икрою !

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!



Съешь, любилый, блин с загадкой!

Жизнь твоя да будет сладкой!

Будут деньги, будет дело,

Смотри жизни в глаза смнло!

Лист – календарь « Пятница – тещины вечера, тешины блины»



Ведущая: Главным событием на всей Руси было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе



5 уч – ся:

Было у тещи семь зятьев:

Хомка зять, и Пахомка зять,

И Гришка зять, и Гаврюша зять,

Зятюшка Ванюшка- милей всех зятьев



6 Уч – ся:

И стала теща зятьев в гости звать,

Хомка идет, и Гришка идет

И Гврюка идет ,и Макарка идет,

И Пахомка идет, и Захарка идет

«Зятюшка Ванюша ,иди поскорей»



7 Уч – ся:

И стала теща зятьев за стол сажать

Хомка сел, и Пахомка сел,

И Макарка сел,и Захарка сел

Зятюшка Ванюшка – поди вот тут сядь



5 Уч – ся:

Стала теща зятьев блинами потчевать:

Хомке блин, и Пахомке блин

И Гришке блин,и Гаврюшке блин,

И Макарке блин,и Захарке блин,

Зятюшке Ванюше- блин с маслицем.



6 Стала теща с зятьев деньги сбирать,

С Хомки рубль,и с Пахомки рубль,

И с Гришки – рубль, и с Гаврюшки- рубль,

И с Макарки –рубль,и с Захарки – рубль,

С зятюшке Ванюшке- пара серебра.



8 Уч – ся:Стала теща зятьев провожать,

И Хомку в шею,и Гаврюшку – в шею,

И Макарку – в шею, и Захарку- в шею

А зятюшку Ванюшку- за святые волоса.





Лист – календарь « Суббота- золовкины посиделки»



Ведущая: В субботу молодые женщины со своими молодыми мужьями приходили в гости к своей золовке. Молодые устраивали пир: ели длины , пели песни



9 уч- ся:

Сладкий блин с морковью

Ты поешь разочка три

Скоро встретишься с любовью

Только взглядом поведи

10 уч – ся:

Если трубочкой сложить

Этот блинчик маленький

Съешь его, то молодцом

Станет даже старенький



10уч – ся:

Ты сложи блинок пилоткой

Пройдись лунною походкой

Все девчонки за тобой

Пойдут дружною толпой!



11уч – ся:

Самовары, самовары

Разговоры тары- бары

Ух наелся я блинов

Не хватает больше слов!



Лист календаря «Воскресенье – прощеный день, проводы

(демонстрируется отрывок из фильма « Сибирский цирюльник»)

Ведущая: Последний день Масленицы- воскресенье. Его называют по разному: « Прощеный день», «Поцелуев день». В этот день существует обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя.

В каждом доме утро начиналось строго, дети просили прощенья у родителей, младшие у старших. Потом шли в другие дома и повторяли этот обряд. Россияне в этот день были как одна семья. В этот день ходили на кладбище, поминами родителей

Ну и конечно были проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова – жечь Масленицу. И конечно были игры, песни, катание на санях. Девушки и парни принаряжались, ведь наступала весна!



12уч – ся:

Прощай, Масленица – вертушка

Настает великий пост

На деревне все прели

Настает великий пост



13уч – ся:

Ай, Масленица , обманщица

До поста довела

Сама удрала

Масленица, воротись!

В новый год покатись!





Масловская Л. Д.

Педагог – организатор

ПУ « АИСИ»

« КУРБАН-БАЙРАМ »

Сценарий классного часа

Тема: « Курбан - Байрам» - традиционный мусульманский праздник Цель: 1.Воспитание толерантности.

2.Воспитание уважения к своим национальным традициям,

опыта старшего поколения, духовной связи родителей с детьми

3.Формирование здорового образа жизни.



Присутствуют уч-ся 1 и 2 курса, приглашенные родители и педагоги.

Мальчики в русском и казахском костюмах читают:

1уч-ся Посреди караванных дорог

Где Европы и Азии стык

2 уч-ся Как Восточный волшебный цветок

Белокаменный город стоит



3 уч-ся читает стихотворение В Ерофеева « Ты губерния наша славная»

Блещут золотом купола церквей

Над мечетью серп золотой

Разных наций мы, но одних кровей,

И живем все большой семьей.

Ты, губерния наша славная,

Мусульманская, православная,

Иудейская и буддийская –

Людям милая, сердцу близкая.

Волга с Каспием, вольной Ахтубой

Верно служит пять веков.

Красотой своей город Астрахань

Сердце радует земляков.



4 уч-ся читает стихотворение В. Ерофеева « Родная астраханская сторонка»

Родная астраханская сторонка

Тебя мы любим всей своей душой

Под мирным небом песни льются звонко

О дружбе верной и любви большой

Казах и русский. горец и татарин

Живут сплоченной, крепкою семьей

И каждый астраханец благодарен

Своей сторонке солнечной, родной

Мы стариков за мудрость уважаем

Честь молодым за труд их воздаем.

В грядущий день открыты двери настежь.

И, гордые судьбой, в краю родном

О земляках, красивых, работящих,

О дорогой сторонке мы поем!









Звучит песня об Астрахани «Купола»

5 уч-ся читает стихотворение В.Ерофеева « Родная Астрахань»

Здесь Божьи храмы, все для нас святые.

Как не склонить пред ними головы

Родная Астрахань – краса России,

Дочь легендарной , царственной Москвы.

Твои Мечети, Церкви, Синагога –

На благо людям служат служат с давних лет

Мы, разных наций все. возносим Бога

Храня в душе великой дружбы свет



Ведущий: Великой дружбы свет… Именно благодаря дружбе и взаимоуважению на территории Астраханской области проживают огромное количество наций и народностей, которые, и в беде и в радости всегда вместе. А уж если праздник – то это праздник для всех Сегодня мы отмечаем национальный мусульманский праздник – Курбан Байрам.

6-й уч-ся: Сегодня праздник — Курбан Байрам,

Прийти туда любой же будет рад.

Мы праздник уж отметим с раннего утра,

И веселиться будет вся там детвора.



Гулять мы будем аж четыре дня,

В промежутках мы напишем поздравок любя.

Чуть свет пойдем мы вместе в мечеть,

Помолимся там за усопших и умерших.



Споем мы хором же славословие такбир,

Потом устроим большущий пир.

Приступим к жертвенному уж обряду,

И сделаем своим родным подарки.



Мы к близким совершим свой же визит,

Будет праздник лучиками солнца вдруг налит



Ведущий: История возникновения праздника такова : согласно Корану Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина, к тому месту, где стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом не сопротивлялся, так как был послушан отцу и Богу .И это было испытанием от Аллаха. Когда Ибрахим уже занес нож над своим любимым сыном, Аллах позволил заменить эту жертву бараном.

Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было.

Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арарат, а в день Жертвоприношения совершают символическое побитие шайтана камнями таваф ( семикратный обход вокруг Каабы (храм )

7-й уч-ся: Полагается Кораном

Правоверным мусульманам

Пред святым Курбан-байрамом,

Чтоб прогнать совсем шайтана,

Хадж священный совершить,

И на Арафат сходить.

В праздник жертвоприношенья

На святое поклоненье

Обойдем вокруг Каабы

И жертву принесем как надо.

Написали поздравок —

Он традиций верный слог!

Ведущий: Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение , надеть новую опрятную одежу.. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончанию намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славославие Аллаху ( такбир) Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенные площадки, где мулла или имам произносит проповедь

8-й уч-ся:Курбан Байрам — великий праздник

Для всех послушных мусульман.

Встречай его молитвой, празднуй,

Аллахом нам он свыше дан.



Смени свой путь к святому месту,

Умойся чистою водой.

Сей поздравок тебе подарок,

Встречай великий праздник свой!

Ведущий: По окончанию проповеди мусульмане обычно идут на кладбище молится за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу.

9-й уч-ся: Жертву Богу приносите,

И простить Его просите,

Поклонитесь и покайтесь,

От Аллаха не скрывайтесь!



Угощайте всех голодных,

Обездоленных, холодных,

Вам Аллах воздаст за это,

Поведет по белу свету!



Кто в исламе — поздравляем,

И в довольстве жить желаем,

Всех прощать и всех любить,

И про веру не забыть!

Ведущий: Человек, приносящий в жертву животное должен быть мусульманин, психически здоровым и совершеннолетним. Животное, принесенное, в жертву не должно иметь недостатков и изъянов. Мясо жертвенного барана делят так: треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни, тем, кто просит об этом.



10-й уч-ся: В праздник на Курбан Байрам,

Я все лучшее отдам,

Пригласил голодных, бедных,

Добрых, преданных и вредных!



Дорогие, угощайтесь,

Верить Богу вы старайтесь,

Он наставит вас на путь

И расскажет жизни суть!



Вас, родные, поздравляю,

И здоровья всем желаю,

В мире и довольстве жить,

Всех жалеть и всех любить!

Ведущий: Близким. друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

11уч-ся читает:

Он пришел Курбан Байрам!

Приходите в гости к нам!

За столами посидим

Всех мы пловом угостим

Кто шагнет через порог –

Тот получит поздравок –

Это маленький стишок,

Он всего лишь пару строк!

Гости веселы, нарядны,

Как смотреть на них приятно

С праздником Курбан Байрам

День священный мусульман!

( Просмотр прохождение праздника в селе)

Ведущий: А молодежь веселится: обязательно – перетягивание каната, скачки на лошади, мальчишки, сидя на бревне, бьются мешками, набитых соломой, лазание на высокий столб на верху которого повешен приз, бег в мешках по двое, песни и танцы

Перетягивание каната 1 и 2 курс

«Бег в мешках» по двое 1 и 2 курс

Татарский танец ( танцуют наши мамы)

Ведущий: Много известных поэтов и писателей воспевают красоту Астраханских степей, полноводностью рек, широту души людей. Астраханский поэт Владимир Ерофеев, чьи стихи мы сегодня читали много раз написал стихи об известном казахском поэте Курмангазы (его памятник многие видят каждый день, приходя в училище), а поэтесса Нинель Мордовина написала стихотворение об особенности красоты астраханок

Звучит песня на стихотворение Н. Мордовиной « Астраханочка»



12 уч-сч читает стихотворение В. Ерофеева « Астрахань»

Историей седой

Мой город полный

Здесь древность с новизной

Сливаются , как волны.

Родник культур,

Прекрасных дел исток

Манят сюда

И запад, и Восток.

Здесь многие

Народы на века

Сплотила Волга _

Русская река!





Мальчики в национальных костюмах читают:

1уч-ся: Здесь на левом берегу - наций сто

И на правом берегу – наций сто

И у моря, где с то речек сродни

На планете мы такие одни!

2 уч-ся: Здесь на левом берегу – земляки

И на правом берегу земляки.

И у моря , где впадает река –

Это Родина моя на века!



Угощение национальными блюдами, которые приготовили родители.