Программа воспитания "Я - толерантный"
для учащихся 9 – 11 классов образовательных учреждений,
реализующих программы общего образования
Авторы: канд. психол. наук, доцент кафедры САиЗ Байдашева Э.М.;
ст. преподаватель кафедры САиЗ Петухова Л.В.
Пояснительная записка
Мы растим личность — гуманную, толерантную, способную взять ответственность за свои поступки, имеющую способности, которые позволяют уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.
Почему это важно?
В современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.
Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
Программа классных часов “Я - толерантный” направлена на содействие личностному росту старшеклассников. Это содействие проявляется в:
Цель программы:
Воспитание толерантной успешной личности, способной взять ответственность за свои поступки, владеющей самоорганизацией и самоконтролем.
Задачи программы:
научить:
Программа составлена с перспективой работы в течение 3 лет с составлением тематического планирования классных часов в соответствии с ситуацией, складывающейся в классном коллективе.
Программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов и обеспечивает реализацию индивидуально-личностного подхода в их воспитании.
Учебно-тематический план
№
|
Содержание модулей
|
Количество часов
|
1.
|
Самопознание и управление саморазвитием.
|
8 – 10
|
2.
|
Развитие личностных качеств.
|
5 -8
|
3.
|
Развитие навыков эффективной коммуникации.
|
7 - 12
|
4
|
Формирование толерантного сознания
|
8 - 12
|
5.
|
Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации.
|
До 20
|
6
|
Выбор дальнейшего пути: за и против.
|
8 - 10
|
Содержание тем модулей программы
Программа включает в себя шесть взаимосвязанных разделов, удерживающих целостность целенаправленного самопознания и саморазвития учащихся. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы.
Содержание работы по разделам представляет собой систему теоретических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника, развивающих личностные качества успешного человека.
Модуль 1. Главное назначение занятий этого раздела - повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки.
Модуль 2. Главная цель заданий этого модуля - развитие характера. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. В центре внимания — работа над своим характером. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.
Модуль 3. Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении.
Модуль 4. Информационными целями данного модуля являются выявление причин агрессивного поведения учащихся, осознание ими препятствий признания человеческого достоинства как универсальной ценности, а также осознание различных толерантных подходов к разрешению конфликта. Модуль поможет учащимся в самопознании, так как диагностическими целями его являются оценка уровня личностной агрессивности, определение манеры поведения и степени уверенности в себе, оценка степени конфликтности и степени ответственности.
Модуль 5. Главная задача этого раздела состоит в обучении выбора разнообразных путей добывания и совершенствования навыков успешного обучения.
Модуль 6. В фокусе данного блока находится планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Внимание учащихся акцентируется на осмыслении жизненных ценностей и потребностей. Старшеклассники учатся делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель, планировать свои учебные и личные дела и выполнять их.
Ожидаемые результаты
Ученик имеет представление и знает:
Ученик владеет:
Формы деятельности: классные часы, анкетирование, диагностические процедуры и тренинги психолога, работа с тьютором, индивидуальные и групповые консультации.
Перспективное тематическое планирование
№ модуля
|
№ дела
|
Название темы классного часа
|
Кто привлекается
|
1
|
1
|
Мои чувства и эмоции, недостатки и достоинства.
|
психолог
|
2
|
Мои способности, потребности и жизненные ценности.
|
Классный руководитель
| |
3
|
Воспитание внутреннего контролера
|
психолог
| |
4
|
Мои таланты — мое богатство. Полиэтническая палитра моей малой Родины.
|
Классный руководитель
| |
5
|
Главные события в моей жизни
|
родители
| |
6
|
Мои жизненные планы
|
Классный руководитель Тьютор
| |
7
|
Учимся планировать свои дела и выполнять план
| ||
8
|
Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями.
|
Классный руководитель
| |
2
|
1
|
Эксперимент “Моя самооценка”: как я отношусь к себе, насколько я знаю себя
|
психолог
|
2
|
Как я справляюсь с напряжением, тревогой и беспокойством?
|
психолог
| |
3
|
Жизненно необходимые умения: уверенность в себе, стрессоустойчивость, целеустремленность, доброта, ответственность, вежливость ,самообладание, организованность.
|
Родители для пресс-конференции
| |
4
|
Все, что вы хотели знать об уверенности в себе
|
психолог
| |
5
|
Навыки самопрезентации.
|
Тьютор
| |
3
|
1
|
Краткий курс человеческих взаимоотношений
|
Классный руководитель
|
2
|
Как привлечь к себе внимание и завоевать доверие людей?
|
психолог
| |
3
|
Взаимоотношения: толерантность, умение дружить, лидерство, сотрудничество, общение
|
Классный руководитель
| |
4
|
Толерантность: что это? К другим людям? К себе? Кого я боюсь? Как поступить?
|
Социальный педагог
| |
5
|
Тренировка слушания
|
Классный руководитель
| |
6
|
Общение и развитие коммуникативных умений толерантного поведения (практикум)
|
Тьютор
| |
7
|
Конфликты. Насилие. Как снять нервное напряжение.
|
психолог
| |
4
|
1
|
Добра и зла житейские приметы
|
Классный руководитель
|
2
|
Принимайте других такими…
|
Классный руководитель
| |
3
|
Разрешение конфликтов мирным путем
|
Классный руководитель
| |
4
|
Беру ответственность на себя
|
Классный руководитель
| |
5
|
1
|
Умею ли я учиться? Интервью с самим собой.
|
Классный руководитель
|
2
|
Изучение мотивации обучения школьников на этапе окончания школы.
|
психолог
| |
3
|
Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой.
|
Классный руководитель
| |
4
|
ИТ в процессе общения людей различных культур и национальностей.
|
Работник библиотеки
| |
7
|
Мы – астраханцы нового поколения.
| ||
8
|
Тренинговые занятия по отработке техник понимания, выстраивания обратной связи, публичного выступления, выстраивания деловой и дружеской коммуникации, ведения переговоров.
|
психолог Тьютор
| |
9
|
Деловая игра “Мои жизненные позиции – пойми меня»
| ||
1
|
Фестиваль народов Астраханской области.
|
классные руководители
|